Вена. Июнь 2014 года

Давненько не писал я отчетов о путешествиях, хоть в путешествиях не было недостатка. Видимо, Вена за два дня успела меня так поразить, что даже памятуя фразу «если можешь не писать, лучше не пиши», все равно решил написать. Не смог удержаться.

Перелет прошел без особенностей, поэтому началось все с заселения в очень милый отель «Кайзерхоф» (Kiserhof). Отель реально хороший, но имеет всего четыре звезды и я даже догадываюсь, за что. Интернет в нем отвратительный! Об этом написано в каждом втором отзыве об отеле на Booking.com, но владельцы плюют на этот факт. При том, что и номер, и завтраки, и обслуживание там реально тянут на пять звезд, даже на мой притязательный вкус. Почему они не хотят подтянуть достаточно важную деталь в своем механизме, мне непонятно. Впрочем, как и многое другое в Вене.

После заселения захотелось пойти поесть где-то. Портье, судя по имени Lali, грузинских кровей, на чистом русском языке посоветовала сходить на рыночек, который расположен в паре кварталов от отеля. Рыночек оказался очень милым. На нем есть все, что есть на наших городских рынках, только чуть дешевле и сильно качественнее. Прямо на рынке расположено огромное количество кафешек, ресторанчиков и просто забегаловок, где можно стоя, сидя и даже полулежа поесть, попить, посидеть отдохнуть и даже пожевать то, что купил тут же на рынке. Несмотря на общий немецкий язык и культуру, найти в Австрии классические баварские сосиски или рульку с квашеной капустой очень сложно. Пройдя все ресторанчики подряд и не обнаружив данных ингредиентов, пришлось питаться банальным венским гуляшом, который был чуток островат, но более чем свеж и съедобен. Самое грамотное было – это сразу поесть, а потом уже пойти и купить что-то на рынке. По дороге в поисках пищи хотелось купить половину рынка и тут же, не отходя от прилавка, все это сожрать! На обратном пути, уже изрядно поев и успокоившись, купить захотелось всего три финика с орехами, пяток абрикосов и полкило огромной вкусной черешни. Остаток дня был посвящен стандартной экскурсии на обзорном автобусе по достопримечательностям города. К большому удивлению, зазывалы на этот автобус говорили если не на чистейшем русском языке, то на очень хорошем. Мужик не только все рассказал и показал на карте, но и честно поставил в начало очереди, указав, где будет дверь автобуса. Это помогло занять самое рублевое первое место, что впоследствии позволило наблюдать различные картины, отличающиеся как красотой, так и гнусностью (об этом прямо сейчас, после небольшой рекламы города).

Вена очень милый, чистый и ровный город с огромным количеством трамваев. Чтобы понять, почему я его называю ровным, могу сказать, что у некоторых трамваев дорожный просвет менее пяти сантиметров и при этом бампер не имеет ни одной царапины. По одной и той же дороге двигаются и автобусы, и трамваи, абсолютно не мешая друг другу и не производя никакого шума. Обычные дороги так же весьма высокого качества. Две недели назад в Америке, штат Миннесота, дороги поразили плохим качеством, в некоторых местах напоминая нашу Родину. В Вене же дороги практически безупречны. Большинство достопримечательностей вид имеют тоже совершенно чистый и новый, это объясняется тем, что во время войны город сильно пострадал и многое было восстановлено заново, причем часть буквально недавно, уже в этом столетии.

И вот, когда автобус с немецкой пунктуальностью двигался от одной достопримечательности к другой и круг был уже почти закончен, на светофоре вынырнул полицейский и остановил движение. На перекрестке показались велосипедисты и сначала все подумали, что это какой-то велопробег. Ничто не предвещало беды первые пять минут. Велосипеды катились и катились огромной толпой, когда я вдруг решил, что у меня глюки из-за длительного воздержания в самолете. Двое велосипедистов ехали АБСОЛЮТНО голыми. Учитывая, что на улице была явно не жара, я сначала решил, что это такие прикольные костюмы, знаете, когда люди одевают искусственные торсы с мышцами. Но мышц там совершенно не наблюдалось, зато явно наблюдалось нечто другое, что на улице тихого спокойного бюргерского города наблюдаться явно не должно! В течение двадцати минут мимо катилась и катилась эта толпа, и время от времени подобные персонажи проезжали парами или по одиночке. Как я уже писал, я сидел на первом ряду и видел все это слишком отчетливо, чтобы не поверить в увиденное. Сидевшая на месте экскурсовода тетенька стыдливо прикрывала лицо и пыталась объяснить интуристам, что это «некий гей-парад», — и радужные флаги в толпе велосипедистов это доказывали. И только тут я вспомнил, что нахожусь на родине не к вечеру будет помянутой Кончиты Вюрст, победительницы Евровидения-2014, и, судя по всему, вдохновленные ее примером любители однополых утех вылезли показать, как их много в этом городе. Реально много. В течение 20, может и больше, минут они катились огромной плотной толпой, их там было никак не меньше нескольких тысяч, а может и десятков тысяч. К моему удивлению, большая часть автобуса, включая местных водителя и гида, не проявило никакой толерантности, а смотрела на это скопище с явным отвращением. Я уже упоминал как-то, но еще раз повторюсь. Мне абсолютно нет никакого дела до посторонних мне людей и я не собираюсь заглядывать к каждому в постель и проверять, все ли он там делает так, как мне кажется правильным. В сексе у каждого могут быть свои предпочтения и каждый имеет право реализовывать свои фантазии со своими близкими людьми так, как считает нужным. Это их святое неотъемлемое право. Но почему нужно вываливать все это на улицы города, на глаза изумленной публики, среди которой огромное количество детей?! Если я как натурал разденусь в городе и начну бегать голым и показывать свои гетеросексуальные наклонности, занимаясь любовью с женщиной (что является совершенной нормой и приемлемо для подавляющего большинства людей в мире), то меня арестуют за непристойное поведение и нарушение норм общественной морали. И будут, кстати, абсолютно правы. Почему же один только факт принадлежности к нетрадиционному меньшинству (гомосексуалистам, эксгибиционистам и т.д.) дает право этим людям не только носиться по городу голыми, но их при этом еще и охраняет полиция?! Наверное, я никогда не пойму этого великого «достижения» европейской «культуры» и цивилизации. ИМХО, это бред и идиотизм. Подобные действия даже у тех, кто нейтрально относится к меньшинствам, вызывают отторжение и неприятие. Что уж говорить о тех, для кого подобное зрелище в принципе неприемлемо, отвратительно и оскорбительно?! Рано или поздно все это плохо кончится и голые товарищи на это явно напрашиваются.

То ли после всего увиденного, то ли это действительно в духе современной Вены, но на каждом шагу мне встречались парочки, которые, по ближайшем рассмотрении, оказывались вовсе не парочками. То лысый мужичок в кепчонке и солдатских ботинках при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не мужичком, то целующаяся парочка, выбирающая белье в магазине оказывается опять же не разнополой парой, то в кафе два мужика сидят рядом, пьют пиво и нежно поглаживают друг друга по шее. Идущих по городу мужиков, держащихся за ручку, и девушек, целующихся взасос, можно увидеть на каждом шагу. Никто не считает необходимым как-то скрывать свои нежные чувства, все делается натужно напоказ, не обращая внимания на толпы туристов с детьми и прочие моральные ограничения. В общем, такой вакханалии я не видел нигде и никогда. Надеюсь, что не скоро и увижу, т.к. в Вену в ближайшие годы ездить не собираюсь.

В общем, этот день, равно как и следующий, вызывал кучу противоречивых эмоций. Сам город, как я уже говорил, очень чистый, правильный, красивый и ухоженный. За людьми же лучше не наблюдать, если сам не являешься хоть каким-нибудь меньшинством.

После всего этого хотелось чего-то высокого и чистого, что вполне объяснимо.

Быть в Вене и не сходить в Венскую оперу это неправильно, тем более, что там не так уж и много достопримечательностей (Моцарт и Моцарт, ну и еще Моцарт, наверное). Тем более, что все там заточено на то, чтобы загнать туриста в этот храм культуры. Начиная от дверей оперы и на пару километров во все стороны от нее почти круглые сутки курсирует огромное количество мальчиков в жабо и белых париках. Это посланцы муз, которые явно имеют неплохой процент от билетов, иначе сложно объяснить, почему они вцепляются в каждого проходящего и на любом языке стараются впихнуть ему пару билетов на сегодняшнее представление. Русским языком они владеют тоже замечательно. В Вене, как я понял, каждый пятый продавец либо из России, либо из стран бывшего Союза, в основном Прибалтики, хотя видел и узбеков, и грузинов, и украинцев, и всех остальных. Так вот венская опера вкладывает в свой промоушн огромные деньги. Сотни продавцов шныряют по улицам и неплохо толкают культуру в массы. Так что венская опера – это реальный финансовый проект, с серьезным менеджментом, который позволяет неплохо зарабатывать своим владельцам. За 500 рублей, которых у нас в Мариинке или Михайловском театре вполне хватит, чтобы купить более или менее приличные билеты (пусть не партер и бельэтаж, но вполне видно и удобно), в Венской опере хватит только на то, чтобы взять СТОЯЧИЕ места на пятом этаже балкона сбоку. Приличные билеты начинаются где-то от 100 евро (чуть меньше пяти тысяч рублей). Спасает только то, что представления там длятся обычно не более полутора часов и стоячие экономные любители культуры за это время не успевают свалиться с балкона и остаться совсем без ног. Изучение программы показывает, что классической оперы и балета там очень мало, все больше современные постановки. По крайней мере, когда открывается картинка «Лебединого озера» и Одетта там одета (какой прекрасный каламбур) в черные шортики и кожаную курточку, а Зигфрид в рабочий малярный комбинезон, то лично у меня отпадает всякое желание идти на такой балет. Возможно, я просто испорчен классической оперой и дурной наследственностью матери с двумя высшими музыкальными образованиями.

Ну так вот в оперу я таки сходил. Мне неимоверно повезло, и в этот день давали оперу, которую никто и никогда в России не ставил. Опера чешского композитора Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки». В немецком оригинале я прочел название раз 15 и так и не осилил. В чешском варианте гораздо понятнее: Prihody lisky bystrousky. По дальнейшему моему повествованию Вы поймете, что слово «приходы» как нельзя больше соответствует тому, в каком состоянии был автор, когда писал пьесу. Я не поленился и почитал историю создания этой оперы. Она основана на комиксе, который показала композитору его горничная. Уже от одной этой фразы возникают всякие фривольные ассоциации о том, как горничная показывала автору комиксы в костюме лисички. Похоже, они при этом много пили, курили и смеялись. В другом состоянии такой сюжет не придумать. Из Википедии: «Во время работы композитор изучал жизнь лесных животных в окрестностях своего коттеджа в Хуквальдах, найдя немало параллелей между ними и людьми» Без комментариев! Когда мужик в практически пожилом возрасте находит немало параллелей между жизнью лесных животных и людьми, мне сложно это как-то оценивать…

Но все по порядку!

Единственное место в Вене, где я не увидел ни одной однополой парочки – это венская опера. Скорее всего потому, что там были одни иностранцы. Поэтому если вас потянет отдохнуть душой от созерцания целующихся взасос мужиков и бродящих в обнимку девушек в армейских сапогах и наколках, то не пожалейте 15 евро, купите стоячие места в опере и полтора часа спокойного созерцания благообразных старичков вам гарантировано. Почему-то молодых людей в опере не было вообще, если не считать пары-тройки детей, забредших по ошибке сюда с бабушкой и дедушкой. При такой цене на билеты молодежь заманить действительно сложно. Но стоило мне расслабиться и решить, что тут-то я в безопасности и отдохну, как очень вовремя, минута в минуту в 19.00 началось представление. И тут меня накрыло. По сцене бродили зайцы, жуки-тараканы, прыгали лягушки, летали стрекозы и все это под вполне себе классическую оперную музыку. Оркестр, кстати, у них действительно хороший. У меня было все время ощущение, что я присутствую на новогоднем утреннике и сейчас выйдет пьяный Дед Мороз. Подробно рассказывать не буду, можете почитать либретто в Википедии, но когда лиса стала жаловаться, что у нее никогда не было мужика, ее тут же попытался осчастливить пес, а ночью во сне к ней приходил лесник и полез целоваться, то я реально испугался, что сейчас покажут акт скотоложства. К счастью, лесник почему-то передумал и убежал. Потом было несколько сцен насилия, где лиса откусила ногу ребенку лесника, потом перегрызла горло какому-то петуху (в данном случае имелась в виду действительно птица, а не то, что вы могли подумать, учитывая обстановку в городе), а потом сбежала в лес, показав лесничему неприличный жест. Забегая вперед скажу, что лесник потом посвятил всю свою жизнь тому, что ходил по лесу и пытался лису убить (а она ему показывала международный жест и убегала). Почему-то это стало его смыслом жизни. Видимо из ревности, что он ее так и не поимел.

В лесу дела пошли еще бойчее. Лиса выгнала из норы барсука, поселилась там и ждала мужскую особь. Первый же пробегавший мимо лис был ею пойман и на глазах у изумленной публики оприходован. Хорошо хоть, что в этот момент они прикрылись какой-то паутиной. Тот факт, что лис был тоже женщиной, как вы сами понимаете, в Вене никого не то что не удивил, а даже наоборот, как же иначе?! В самый ответственный момент пришла Сова и стала орать на весь лес: «Ой-вэй, я такое вижу, что лучше бы вам всем этого не видеть». Подозреваю, что Лиса дала Сове на лапу, чтобы та привлекла внимание всего леса к факту совокупления с Лисом. Дальше убила фраза из либретто: «наутро лиса почувствовала, что она беременна, и они женятся». Охренеть, дайте два… (с) Мало того, что у двух женщин детей быть не может по определению (в России это каждый ребенок знает), она ощутила беременность уже на утро… Ага, от лесника что ли?! И бедный лис ей поверил и пошел, как идиот, к какой-то цапле и сове, где их реально поженили по всем обрядам. Католические священники на этом месте вынули крест и воткнули себе в каждое ухо по три раза, чтобы не слышать этого богохульства, а потом в мозг. В общем, классический развод на свадьбу состоялся, после чего было еще много чего в таком же духе. Все описывать не буду, уже устал, но когда Лиса сидит на опушке со своим Лисом и у них идет примерно такой разговор: «А сколько у нас детей?» — «Не помню», — «А сколько еще у нас детей будет?» — «А я почем знаю?!», то крыша реально едет. В общем, лису таки застрелили, несмотря на то, что она постоянна убегала, показывая неприличные жесты. А потом лесник на той же полянке словил уже дочку той лисы, обнял ее и успокоился. Что как-бэээ намекает, что дальше будет инцест и педофилия. На этом опера закончилась и зал разразился такой овацией и криками «Браво!!!», что я никак не мог понять что происходит, в недоумении оглядывался и спрашивал: «Вы это серьезно?!!»

В общем, пришлось ретироваться. Сразу за оперой оказался прекрасный отель, с характерным для города именем «Захер». Кто-то еще удивляется?! Там нашелся прекрасный классический ресторан, с живой музыкой, старинными картинами на стенах, традиционной австрийской кухней и традиционным персоналом (никаких женоподобных мужчин и мужеподобных женщин). Пианист прекрасно играл все подряд от оперной музыки до (вы не поверите!) обработки песенки «К сожаленью, день рожденья, только раз в году!», за что получил от меня лично и еще одного русского по десять евро. Расплачиваясь, я дал хорошие чаевые и сказал метрдотелю, что я сегодня был в опере, но истинное удовольствие и удовлетворение получил только тут, включая и еду, и музыку. Метрдотель долго интеллигентно смеялся и понимающе кивал…

Поеду ли я еще раз в Вену, я не знаю. Но если поеду, то обязательно зайду в тот ресторан. Он меня очень утешил.


© DocEmil, Санкт-Петербург 1997–2017
Добрый Стоматолог: Агаджанян Эмиль Гургенович